Добрый день, уважаемые читатели! В этой статье расставим точки над «i» в вопросе можно ли при ДТП на МКАД и автомагистралях съезжать на обочину и какие последствия ожидают при этом водителя с точки зрения закона и правил дорожного движения.

Содержание статьи:
Предыстория
ЦОДД (Центр организации дорожного движения г.Москвы) призывает водителей при ДТП на МКАД съезжать на обочину.
Предыстория простая. При возникновении небольших ДТП на МКАД и других скоростных магистралях водители, следуя правилам дорожного движения выходят из автомобилей достают знак аварийной остановки устанавливают его. Иногда даже этого времени достаточно, для возникновения второго ДТП с уже более серьезными последствиями.
Монотонное движение на высокой скорости в сознании водителей не предполагает наличие неподвижных объектов на полосе движения (не путайте когда перед затором весть поток плавно снижает скорость).
В результате даже самое безобидное ДТП может привести к трагическим последствиям. Да, виноват будет тот кто не уследил, но жизнь у людей одна. А правила дорожного движения провоцируют подобные ситуации.
ЦОДД с целью обеспечению безопасности жизни и здоровья людей стали призывать водителей съезжать на обочину при любом ДТП и не оставаться на проезжей части. Критики «режима» связали это с призывом к нарушению ПДД, особо недалекие вплоть до того, что это сделано для сбора дополнительных штрафов. Что не соответствует действительности.
Посмотрите несколько примеров подобных ДТП.
Записи взяты из публикаций начальника Ситуационного Центра ЦОДД, там же же можно найти более глубокий анализ ситуации с позиции ЦОДД.
Официальные комментарии ГИБДД на действия ЦОДД не дают внятных комментариев. «Да, надо съезжать на обочину, но нарушать ПДД нельзя».
В итоге водители просто боятся получить проблемы со страховыми компаниями, а еще больше их пугает возможное лишение прав за оставление мета ДТП.
В этой статье продолжаем рассматривать ситуацию в контексте правил дорожного движения и ответственности за их нарушения.
Можно ли при ДТП съезжать на обочину?
Итак, случилось ДТП, вы съехали на обочину. Что из ПДД нарушено?
2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Пункты 2.5, 2.6, 2.6.1 правил описывают последовательность действий при ДТП. При съезде на обочину нарушается эта последовательность. И только. За это прав не лишают. Штраф за это предусмотрен частью 1 статьи 12.27
12.27.1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Одна тысяча рублей! Это всё, чем вы рискуете при съезде на обочину при ДТП. Но как же? Я же оставляю место ДТП? Продолжаем.
Съезд на обочину — это оставление места ДТП?
В одном из материалов мы уже подробно разбирали тему оставления места ДТП. Это требование предъявляется к водителю, а не к транспортному средству.
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Давайте логически ответим, что является местом ДТП?
- Непосредственное место удара? В какой момент тогда водитель покинет место ДТП? Пойдет выставлять знак на 30 метров? Отойдет на эту же обочину и лишится прав? Конечно же нет.
- Если водитель сбежит с места ДТП, а машина останется — будет основание для лишения прав? Конечно же да.
Оставаться на месте ДТП — это находиться в доступности для его участников и сотрудников полиции.
Перемещение транспортного средства, иных предметов — не относится к статье, связанной с оставлением места ДТП и не влечет лишения прав.
И вишенка из правил:
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
…
…
освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно…
2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие,
В определенный момент, выполняя требования ПДД при ДТП — водитель обязан убрать этот же автомобиль на эту же обочину.
Как в начале отметили съезд на обочину сразу после ДТП — это нарушение последовательности действий при ДТП, но никак не оставление места ДТП.
Но на 1000 рублей то меня могут оштрафовать?
Могут выписать постановление, но во первых в условиях скоростного движения это сможет сделать только недобросовестный сотрудник, так как съезд на обочину условно согласован, во вторых такой штраф обжалуется со ссылкой на статью 2.7 КоАП РФ
2.7. Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Вред от съезда на обочину условный, а остановка посреди скоростной проезжей части это прямая угроза жизни и здоровью водителю и его пассажиров.
А вы поддерживаете инициативу ЦОДД по освобождению проезжей части при незначительных ДТП?
Благодарю за внимание, всего вам доброго и безопасных дорог!