Сирена и маячок: провокация

Глава 3 ПДД о специальных сигналах читается очень тяжело. Там слишком длинные предложения, и пока дочитаешь до конца, забываешь, что было в начале. Потому в автошколе я рекомендую курсантам применять для прочтения этой главы аббревиатуры.

Например:

  • ПМСЦ – проблесковый маячок синего цвета.
  • СЗС – специальный звуковой сигнал
  • ТС – транспортное средство.

Итак, ситуация: сзади раздается вой сирены, водитель смотрит в зеркало заднего вида, видит ПМСЦ, начинает искать место, куда бы перестроиться, но уже в этот момент звучит приказ: «Принять вправо, остановиться!» Водителю вменяют «непредоставление преимущества транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами», – ч.2 ст.12.17 КоАП, и ему грозит штраф от 3 до 5 тыс. руб. или лишение права управления транспортным средством сроком от 3 месяцев до одного года. Что делать?

Понятие «преимущество», согласно п.1.2 ПДД, дает право на первоочередной проезд. В п.3.1 ПДД конкретизируется, что водители с включенными ПМСЦ и СЗС могут воспользоваться приоритетом «…только убедившись, что им уступают дорогу». Читаем далее п.3.2 ПДД: «При приближении ТС с включенными ПМСЦ и СЗС водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного ТС».

Таким образом, преимущество в движении автомобиль с включенными ПМСЦ и СЗС получает за счет того, что ему уступают дорогу.

Вспоминаем п.1.2 ПДД: «Уступить дорогу» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой–либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

То есть при приближении сзади автомобиля с ПМСЦ и СЗС для его беспрепятственного проезда водитель должен:

  • не начинать движение;
  • не возобновлять движение;
  • не продолжать движение;
  • не осуществлять какой-либо маневр.

Перестраиваться вправо или влево, освобождая дорогу автомобилю с включенными ПМСЦ и СЗС, обязанности у водителя по ПДД не то, что не возникает, само маневрирование запрещено.

Если дело дошло до суда, то водителю следует пригласить инспектора в суд и задать ему вопрос: «Как должен был поступить водитель?» После разъяснений инспектора, что нужно было освобождать дорогу, достать Правила, и просить указать, где об этом написано. И уточнить, на его взгляд «беспрепятственный проезд» и «освобождение дороги» одно и то же?

Добить инспектора можно определением из ГОСТ 32944-2014 «Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования»:
«3.21 уступить дорогу (не иметь преимущества): Требование, означающее не возобновлять или не продолжать движение или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения».

Как видим, о недостатке определения «Уступить дорогу», данному в п.1.2 ПДД, известно. И по крайней мере на уровне новых стандартов оно дается в исправленной редакции.

Автор текста: Юрий Панченко

Оставление водителем места ДТП Изменения ПДД с 1 марта 2023 года. Заключение