Поворот по стрелке в дополнительной секции обязателен или нет?
Начнем сразу с иллюстрации дорожной ситуации.
Знакомая ситуация? Выезд на перекресток. Движение регулируется светофором с дополнительной секцией. Движение разрешено только в направлении дополнительной секции.
В левой полосе достаточно плотно автомобили дожидаются разрешающего сигнала для движения прямо, с правой полосы свободно поворачивают направо.
Вдруг находится один из «умников», объезжает всех с стоящих в левой полосе и спокойно ожидает разрешающего сигнал для движения прямо. Чего нельзя сказать о спокойствие водителей которые оказались сзади, и им блокировали полосу для движения направо.
Разбираем. Кто прав? Кто виноват? проезд по Правилам дорожного движения, о вежливости и понятиях.
Проезд по правилам дорожного движения
Пробежимся по тексту ПДД. Тут всё просто.
Сигналы светофора:
Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками.
…
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции.
…
И чтобы не было противоречий, для такого сочетания сигналов в Правилах выделен специальный пункт:
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Водитель белого автомобиля не маневрирует, движение через перекресток регулируется только светофором, иных предписаний дорожными знаками, разметкой нет . По Правилам для продолжения движения прямо водителю следует только дождаться разрешающего сигнала.
Ответ по ПДД РФ уже готов. Да, может. Но не ради этого ответа вы сейчас читаете, а я подготовил этот материал.
Конечно же интерес вызывает этическая сторона вопроса. Ведь водитель белого автомобиля мало того объехал затор, так еще и перекрыл проезд.
По иллюстрации уже видно мою позицию, возможно кто-то из вас с ней согласится, а кто-то изменит, кто то останется при своем мнении. У меня на этот счет свой подход, но о нём ближе к концу статьи.
[do_widget id=custom_html-2]
Об организации движения
Организация дорожного движения это не снять-поставить светофор. Это комплексная работа, в том числе включающая обеспечение необходимой пропускной способности перекрестка.
Что мы видим? Организация движения рассчитана для для движения из двух полос в всех разрешенных Правилами направлениях. Светофорный цикл настроен на движение прямо из двух полос, а для поворота направо дополнительно установлено разрешение для продолжения движения.
Если по расчетам для организации движения требуется удовлетворить требования возмущенных водителей и по правой полосе обеспечить свободное движение направо — это элементарно делается дорожными знаками и или разметкой.
Проезд по вежливости и понятиям
Как вы считаете какого из водителей можно назвать вежливым?
- Водитель, который остановился по Правилам дорожного движения на полосе предназначенной в том числе для движения прямо и освободил место в левой полосе.
- Водитель, требующий освободить ему проезд, разрешение которого предоставлено дополнительным правом, разрешающим движение через перекресток.
По этой причине образуется затор в левой полосе. Потому что по расчетам организаторов движение прямо должно осуществлятся из двух полос, а не из одной.
Так белый же создает пробку в правой полосе!!!
Нет! Организацией движения предусмотрена остановка в правой полосе. Это значит, что расчетное количество автомобилей для движения направо не столь велико или недостаточно, чтобы для движения в этом направлении выделять отдельную полосу.
В итоге получается, водители для движения прямо создают пробку в левой полосе, сами же в ней и стоят, что бы те, кто движется направо свободно проехали. И в итоге снижается проектная пропускная способность перекрестка.
А давайте посмотрим с другой стороны?
Давайте немножко переделаем ситуацию, пусть это будет следующий день.
Водителя белого автомобиля, которому нужно ехать прямо поставим за этими двумя красными автомобилями, которые только вчера возмущались, что им перекрыли проезд. Но происходить все будет в другой фазе светофора.
В этой ситуации водители, которые движутся направо должны остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам и перекрывают полосу для движения прямо.
Я не встречал такого проявления вежливости, чтобы водители вместо того, чтобы поехать направо поехали прямо и чтобы водители сзади требовали освободить полосу для движения прямо. Никогда вопросов не возникало, все ждут, когда пройдут пешеходы.
Маленький нюанс
Маленький нюанс — эти рассуждения справедливы для Правил дорожного движения Российской Федерации.
Например по Правилам дорожного движения Республики Беларусь у водителей прямая обязанность продолжать движение по стрелке.
При включенной стрелке дополнительной секции светофора (одновременно с запрещающим сигналом) водитель, находящийся на крайней полосе проезжей части дороги, должен продолжать движение в направлении указанной стрелки, если его остановка создаст препятствие для движения транспортных средств, движущихся за ним по этой же полосе
Такой подход менее гибок для организации движения, но значительно экономит на дорожных знаках. По Российским Правилам без знаков обязать поворачивать направо нельзя.
Как и обещал расскажу, как поступаю на месте белого водителя. Очень просто. Если по левой полосе затор и придется выжидать несколько циклов светофора, то проезжаю перекресток по правой. Занимать правую полосу ради опережения нескольких автомобилей смысла не вижу.
При хорошей видимости перекрестка с расстояния (справедливо для многих регулируемых перекрестов) просто подбираю скорость, чтобы при подъезде к перекрестку был уже включен разрешающий сигнал.
Благодарю за внимание, всего вам доброго и безопасных дорог!