Изменения ПДД с 1 марта 2023 года. Заключение

Все основные и важные изменения в Правилах дорожного движения с 1 марта 2023 года рассмотрели в предыдущих пяти материалах.

В этом материале рассмотрим остальные изменения ПДД, которые не требуют особых пояснений.

Термин «Маршрутное транспортное средство»

Уточнение термина.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

маршрутное транспортное средство

Основной вопрос стоял с «маршрутками», были вопросы с междугородными автобусами, заказными автобусами, автобусами, развозящими сотрудников предприятий. Теперь ПДД ссылаются на федеральный закон N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

  • регулярные перевозки;
  • перевозки по заказам;
  • перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки подразделяются на:

  • перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
  • перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом привычная «маршрутка» может относится к маршрутным транспортным средствам, а может и нет. Зависит от того какой вид регулярных перевозок она осуществляет.

Новый термин «Островок направляющий»

направляющий островок

«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.

Уточнение термина «Разделительная полоса»

Разделительная полоса

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2 , разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Средство индивидуальной мобильности»

«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Подробно о средствах индивидуальной мобильности смотрите в первой части обзора изменений ПДД.

Предоставление документов в электронном виде

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1 Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

По состоянию на март 2023 года таким документом является только страховой полис ОСАГО. Документы добавленные в приложение «Госуслуги Авто» и иные приложения под это определение не подходят.

Инспектор имеет право потребовать для предоставления оригиналы на бумажном носителе. Если у вас при себе нет оригиналов за это предусмотрен минимальный штраф или предупреждение.

12.3.1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

12.3.2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Что интересно, отсутствие свидетельства о регистрации образует отдельный состав правонарушения. Если все документы забыли например в другой куртке, то привлечь инспектор может по двум статьям и выписать два штрафа. Или два предупреждения.

Новый сигнал светофора

Новый сигнал светофора

В пункт 6.4 добавлен новый абзац.

Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам.

Долгая история с 2013 года. Тогда по ГОСТ полностью исключили пересечение пешеходов и транспортных средств в одной фазе светофора, потом отменили, потом в ГОСТ добавили этот новый сигнал, а теперь добавили и в ПДД.

На мой взгляд абсолютно лишнее нагромождение. С другой стороны уже появились водители привыкшие к регулированию перекрестков с пешеходной фазой и уже не ждут пешеходов при повороте.

Лучшим вариантом было бы наоборот обозначать перекрестки с пешеходной фазой, а привычку уступать при повороте оставить. То есть дополнительно сообщать об отсутствии пешеходов, а не напоминать про существующую обязанность уступить дорогу.

Скоростной режим для автобусов

Вне населенных пунктов разрешается движение:

— автобусам, в которых места для сидения пассажиров оборудованы ремнями безопасности, предназначенным для перевозки исключительно сидящих пассажиров, — не более 90 км/ч, другим автобусам — не более 70 км/ч;

Запрет остановки на островках

Остановка запрещается:

— на островках направляющих и островках безопасности.

Круговое движение

При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3 , водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Подробно об этом в пятой части обзора изменений ПДД с 1 марта.

Требования перед приближением к остановкам МТС

Новый абзац

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло «Внимание, пассажир!», водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии — перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!».

Трамвайная остановка

Два условия «или»:

  • Разметка 1.17.2
  • включено световое табло «Внимание, пассажир!»

Оба они определяют место остановки для пропуска пешеходов. Требование «Уступить дорогу» заменяется новым:

Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!».

Два условия для начала движения «и»

  • Отсутствии пешеходов на проезжей части;
  • Выключение светового табло «Внимание, пассажир!»

И пешеходы должны покинуть проезжую часть, и табло должно быть выключено. Только после этого можно начинать движение через место остановки.

ДХО на велосипедах не нужно

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Странное исключение сделали для велосипедистов. Они чаще всего встречаются на проезжей части и наоборот требуется их обозначение, как можно раньше.
При том что, например на моноколесе или гироскуторе по такой формулировке ДХО должны быть включены, даже если не предусмотрены конструкцией.

Остались еще формальные изменения, связанные со средствами индивидуальной мобильности. Они относятся к описанию дорожных знаков, к правилам приоритета. Эти изменения будут также выделены в основном тексте Правил дорожного движения и в основном разделе Дорожные знаки.

Правил дорожного движения в таком виде не будет

Последние изменения вносятся не только в Правила дорожного движения, но и в Постановление Правительства от 23 октября 1993 г. N 1090 «О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ», которым действующие ПДД утверждены с 1993 года. Поправка выглядит так:

а) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Настоящее постановление действует до 1 марта 2029 г.»;

Вероятнее всего правила дорожного движения будут переписаны в новом Федеральном законе.

Сирена и маячок: провокация Круговое движение с 1 марта 2023 года. Опять паника.