В автобусах старее 10 лет запрещена перевозка детей с 1 июля 2018 года
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» 1 января 2017 года должен был вступить в силу пункт 3 данных правил, запрещающий использование автобусов, с года выпуска которых прошло более 10 лет. Также все автобусы перевозящие детей должны быть оборудованы системой спутниковой навигации и тахографом.
3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Обратите внимание — речь идет об организованной перевозке детей, то есть на простые рейсовые маршруты данные правила не распространяются.
Самая резонансная часть поправки это запрет эксплуатации старых (по мнению авторов правил) автобусов для организованной перевозке детей. Безопасность на первом месте, заявляют инициаторы закона. Это поспособствует обновлению автобусного парка. Тем не менее данная поправка уже переносилась дважды с 2014 года.
Хотелось бы немного порассуждать на эту тему. Почему автобус становится небезопасным для детей именно через 10 лет, а не через 5 или 12, и именно для детей? Возможно, что со временем устаревают сами модели и конструктивные особенности, но почему же тогда идет привязка ко времени, а не к требованиям к этим конструктивным особенностям? Например, автобус более раннего года выпуска может иметь быть оснащен кондиционерам, а в более новом дети поедут под открытыми форточками.
Срок службы автобусов устанавливается заводом-изготовителем, чем объяснить сокращение этого срока именно для перевозки детей — вопрос остается открытым.
Автобусы, как и любая техника при соблюдении правил эксплуатации работает как на 9-ом году, так и на 11-ом году, если это предусмотрено изготовителем. Больше того изготовитель обозначает срок эксплуатации на «грани» и еще с запасом.
Есть предположение что 20 летний Мерседес по безопасности на порядок превзойдет новенький отечественный ПАЗик.
Как такой запрет отразится на детях?
[do_widget id=custom_html-2]
Первый вариант — все исполняют эту норму
У кого есть дети старше 3-х лет наверняка знают, чего стоит организовать выезд детей на какое-либо мероприятие, свозить на экскурсию или отвести в лагерь. По некоторым данным 80% автобусов имеют возраст более 10 лет. То есть ровно на столько снизится предложение услуг для перевозки детей. И для заказа автобуса выстроится очередь из образовательных учреждений, а сами мероприятия придется планировать сильно заранее.
Второй вариант — норму выполнять не будут
Это не менее вероятный вариант развития, из-за нехватки транспорта будут реализованы незаконные схемы обхода запрета, способствующие развитию коррупции. Самое опасное, что перевозка детей в обход требований будет полностью теневой бесконтрольной и всплывать это будет уже постфактум дорожных происшествий.
26 декабря 2017 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2017 № 1621 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым данные требования к автобусам для организованной перевозки детей в очередной раз переносятся. Дата вступления в силу нового абзаца 1 июля 2018 года.
Остается вероятность, что критерии к выбору автобусов изменятся и не будет привязки к сроку эксплуатации транспортного средства.