Главная>Статьи>Как определить границы пересечения проезжих частей

Как определить границы пересечения проезжих частей

На первый взгляд пересечение проезжих частей не вызывает никаких вопросов. И все, кто хоть немного готовился к экзаменам для получения прав с легкостью отвечали на вопросы о количестве проезжих частей и о количестве их пересечений на простых и сложных перекрестках.

Но вдруг в один прекрасный момент, уже забыв про экзаменационные билеты, вы совершаете разворот на дороге с разделительной полосой, и едва закончив маневр, вас уже встречает инспектор ДПС с уже заполненным протоколом по части 4 статьи 12.15 и составленной схемой. Ему туда остается вписать фамилию и данные о водителе. И вот так обычный разворот может закончиться лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Вас обвинят в нарушении пункта 8.6 Правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Нарушение этого пункта ПДД, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18, однозначно определяет состав правонарушения по части 4 статьи 12.15.

Вам напомнят или вы сами вспомните картинки из экзаменационных билетов ПДД, убедят, что вы не разворачивались, а совершили два поворота, и для полной убедительности покажут фото маневра, где ваш автомобиль находится на левой стороне перекрестка на пересекаемой дороге после совершения поворота.

Такое количество доводов не в вашу пользу и фактор неожиданности, несомненно, отобьет желание поиска истины.

Именно для того, чтобы жест инспектора не был для вас неожиданностью, и чтобы правду вы не искали уже под давлением сотрудника ДПС, постараемся в этой статье вместе отыскать решение и определить границы пересечения проезжих частей.

Мы не будем рассматривать разворот по большому и малому радиусу, так как главный вопрос это определить момент выезда с пересечения проезжих частей, и найти разницу между разворотом и двумя поворотами налево, а для этого нам необходимо определить границы пересечения проезжих частей, и тогда вопрос разворота по большому и малому радиусу отпадет сам собой.

Абсолютное большинство комментариев к определению пересечения проезжих ссылается на иллюстрации в экзаменационных билетах, как на единственный более менее официальный источник хоть как то поясняющий этот вопрос. Сразу отметим, это определение не верно!

Если следовать определению пересечения проезжих частей по иллюстрациям в билетах, то разворот по малому радиусу запрещен всегда без исключений. Но практика, как водительская, так и судебная показывает обратное.

Правила дорожного движения

Определения ПДД, которые нам понадобятся для решения поставленной задачи:

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Обратите внимание, определения идут не в алфавитном порядке, а в порядке вложенности, Т.е. дорога включает в себя проезжую часть, проезжая часть в свою очередь разделяется на полосы.

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Тут отметим, что на перекрестке имеются закругления проезжих частей, соответственно кроме прямых проезжих частей расположенных на дорогах, есть еще и закругленные проезжие части расположенные непосредственно на самом перекрестке. Это ключевой момент в решении задачи.

Определения "Пересечение проезжих частей" в ПДД РФ нет.

Это все условия, которые нам даны в Правилах дорожного движения для решения нашей задачи.

Естественно их недостаточно, поэтому придется прибегать к каким либо логическим заключениям. Мы постараемся сделать эти заключения максимально близкими к существующим определениям и никоим образом не противоречащие им.

Простой перекресток

Давайте начнем с простого перекрестка двух дорог, имеющих по одной проезжей части.

Пересечение проезжих частей 

Обратите внимание! На этом изображении, и на всех последующих отсутствует какая либо дорожная разметка. Объясняю почему. Все просто, если дорога не односторонняя и по ней не организован особый режим движения, встречная полоса в соответствии с п.9.1 ПДД существует всегда независимо от того есть разметка на дороге или нет.

Посмотрим на иллюстрацию пересечения проезжих частей, которую нам предлагают экзаменационные билеты:

Пересечение проезжих частей

Во-первых, при таком определении, в случае наличия на дороге двух проезжих частей невозможно выполнить разворот по малому радиусу ни при каких обстоятельствах, на сколько узкой или широкой не была бы разделительная полос. При развороте мы всегда совершим выезд с пересечения проезжих частей, не покинув перекрестка, и если при этом окажемся на встречной полосе пересекаемой дороги это уже будет поворот, и нарушение п.8.6 ПДД .

Наша задача опровергнуть это определение.

Второй момент это по неизвестным причинам оставленный без внимания участок перекрестка на закруглении проезжих частей.

Давайте еще раз по-новому взглянем на перекресток:

Перекресток - это пересечение двух дорог, соответственно и пересечение двух проезжих частей этих дорог, также на перекрестке есть еще  проезжие части на закруглениях, расположенные только на перекрестке, соединяющие пересекающиеся проезжие части дорог.

Например рассмотрим маневр поворот, он состоит из трех этапов

  1. Движение по полосе дороги 1
  2. Движение по полосе на перекрестке
  3. Движение по полосе дороги 2

По определению полосы движения, противоречия в нахождении полосы движения на перекрестке нет. В случае поворота наша полоса параллельна закруглению проезжей части на перекрестке.

По определению проезжей части сомнений, что участок перекрестка вдоль закругления является проезжей частью нет.

Есть мнение, что перекресток дорогой не является - оно не верно!.

Пересечение не может разделить дорогу на части, и на пересечении дорога также продолжается, со своей проезжей частью и полосами движения на этой проезжей части

Определение перекрестка необходимо для регулирования дорожного движения на пересечении дорог, а равно на пересечении проезжих частей, равно на пересечении полос движения. Все элементы дороги пересекаются, а не разделяются. Единственный случай прерывания проезжей части - это перекресток с круговым движением, но дорога при этом не прерывается.

В итоге схема пересечения проезжих частей согласно определениям ПДД выглядит так:

Пересечение проезжих частей

Расположение транспортных средств на перекрестке не регулируется, но надо понимать, что на перекрестке дорога не заканчивается и необходимо выполнять все требования расположения транспортных средств вне перекрестка, а маневры выполнять в соответствии с требованиями маневрирования и проезда перекрестков. И помнить, маневрирование на перекрестке осуществляется также на проезжей части, расположенной на перекрестке и по полосам движения, которые определяются в соответствии с п.9.1 ПДД. Просто на простых перекрестках эти проезжие части менее выявлены и находятся в основном в зоне пересечения, а на сложных перекрестках наличие отдельных проезжих частей уже более выражено, яркий пример этому - перекресток с круговым движением или дорожные развязки на трассах в одном уровне.

Если бы составителями экзаменационных билетов не было навязано ошибочное толкование Правил дорожного движения, количество спорных ситуаций на перекрестках значительно бы уменьшилось.

Простыми словами:

"Пересечение проезжих частей" - это зона пересечения, примыкания или разветвления проезжих частей на перекрестке.

В одном из государств содружества это уже прописано в ПДД и нет необходимости выводить определение такими обширными теоретическими рассуждениями.

Цитата из ПДД Эстонии:

78) проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств. Велосипедная дорожка и велосипедно-пешеходная дорожка не являются проезжей частью. Дорога может включать в себя несколько проезжих частей, разделенных разделительными полосами. Пересекающиеся на одном уровне проезжие части образуют зону пересечения проезжих частей. Границы проезжей части обозначаются соответствующей дорожной разметкой, а при ее отсутствии границей служит край обочины, разделительной, озеленительной или иной полосы, дно сточной канавки либо бордюрный камень. Если трамвайные пути обоих направлений, расположенные на одном уровне с проезжей частью, находятся по одну сторону проезжей части, то границей проезжей части для безрельсовых транспортных средств служит ближайший к проезжей части рельс трамвайного пути;

Вот так просто в ПДД Эстонии решен вопрос и с пересечением проезжих частей и с трамвайными путями.

Далее мы рассмотрим уже простые для нас пересечения проезжих частей на сложных перекрестках.

Пересечение проезжих частей на дороге с разделительной полосой

Пересечение проезжих частей

Одно пересечение проезжих частей, разворот по малому радиусу разрешен.

Разворот в данном случае будет совершаться в три этапа:

  1. Движение по полосе дороги 1
  2. Движение по полосе на перекрестке
  3. Движение в обратном направлении по полосе дороги 1.

Обратите внимание, отсутствует движение по дороге 2, в данном случае эта дорога пересекается, точно так же, если бы отсутствовала разделительная полоса.

Выезд с пересечения проезжих частей осуществляется одновременно с выездом с перекрестка.

Пересечение проезжих частей на дороге с разделенными проезжими частями (аллеей, бульваром и т.п.)

Пересечение проезжих частей

Как видим в этом случае появилась явно выраженная проезжая часть на перекрестке. И не смотря на то, что она находится на пересечении дорог и принадлежит пересекаемой дороге, она не является частью пересечения проезжих частей, т.к. направление проезжей части на данном участке параллельно и совпадает с направлением проезжей части пересекаемой дороги и соответственно при параллельном расположении пересечения быть не может

Движение по этому участку проезжей части осуществляется прямолинейно и уже осуществляется поворот на пересекаемую дорогу. Выезд с пересечения проезжих частей совершается на перекрестке и транспортное средство при движении по проезжей части на перекрестке уже находится на пересекаемой дороге.

Разворот в данном случае будет произведен в 5 этапов:

  1. Движение по полосе дороги 1
  2. Поворот налево по полосе на перекрестке
  3. Движение по полосе дороги 2
  4. Поворот налево по полосе на перекрестке
  5. Движение в обратном направлении по полосе дороги 1.

Таким образом в данном случае разворот производится путем совершения двух поворотов налево.

В этой ситуации разворот по малому радиусу запрещен.

Противоречия данной теории с действующими ПДД или наоборот?

Что же может измениться в действующих ПДД, если применить этот способ толкования пересечения проезжих частей?

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
  • на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • ...

Пересекаемая проезжая часть также проходит по пересекаемой дороге, с той лишь разницей, что теперь она не является границей пересечения проезжих частей.

Противоречия нет

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Теперь исключено двоякое толкование этого пункта ПДД, то, ради чего и была написана эта статья.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Занять полосу при повороте на дорогу возможно только после окончания маневра, когда транспортное средство займет соответствующее положение параллельное направлению дороги. А при повороте направо, в случае большого радиуса закругления, по старому понятию, можно было вообще миновать пересечение проезжих частей и совершить поворот, не выезжая на это пересечение.

Теперь это противоречие исключено.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Вроде изменилась зона на которую запрещается выезжать, но создать помеху транспортным средствам в поперечном направлении возможно только, заняв проезжую часть пересекаемой дороги.

Противоречия нет.

А как выехать только на перекресток, не выезжая на пересечение проезжих частей и создать помеху для движения транспортных средств в поперечном направлении, независимо от толкования пересечения проезжих частей, вопрос остается открытым.

Действие знаков 3.18.1Изображение знака, 3.18.2Изображение знака распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак.
Действие знаков 4.1.1-4.1.6Изображение знакаИзображение знакаИзображение знакаИзображение знакаИзображение знакаИзображение знака распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак.

Принципиальной разницы в размере и форме зоны пересечения проезжих частей нет. Будь она ровным прямоугольником или фигурой с закругленными внутрь углами.

Противоречия нет

Вывод

Не стоит забывать, что теория и практика очень часто расходятся, тем более когда практика достаточно давно сложилась в противоречие теории. И следует помнить, что большинство сотрудников ДПС не достаточно компетентны в знании теоретической части и абсолютно всегда склонны толковать любую ситуацию не в пользу водителей. Поэтому даже будучи уверенным в своей правоте разворот лучше всегда совершать по большому радиусу, это займет несколько больше времени, но зато гарантирует избежать внимания сотрудников ДПС.

Дорог вам без препятствий!

Остались вопросы? Спросите у автоюриста

Оставить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии  

Андрей
+1 # Андрей 13.11.2016 02:53
Цитирую Юрист:
Пересечение проезжих частей в пдд вообще не имеет никакого смысла, кроме поводов для разводов,.

Предписывающие знаки 4.1.1 - 4.1.6 действуют именно в зоне пересечения, а не всего перекрестка
Цитировать
Глеб
+1 # Глеб 11.11.2016 05:28
Цитирую Денис Семенов:
К сожалению, вы не рассмотрели перекресток с трамвайными путями. Правильно ли я понимаю, что на перекрестке с трамвайными путями разворот может производится только по большому радиусу, так как трамвайные пути всегда разбивают пересечение проезжих частей на отдельные зоны ( как на последней картинке)?

На трамвайных путях нет проезжей части. И нет пересечения конечно же на них. При развороте вы съезжаете с попутной ПЧ и после путей заезжаете на встречную
Цитировать
Денис Семенов
+1 # Денис Семенов 21.10.2016 18:45
К сожалению, вы не рассмотрели перекресток с трамвайными путями. Правильно ли я понимаю, что на перекрестке с трамвайными путями разворот может производится только по большому радиусу, так как трамвайные пути всегда разбивают пересечение проезжих частей на отдельные зоны ( как на последней картинке)?
Цитировать
Самойл
+1 # Самойл 27.03.2016 12:20
С каких пор экзаменационные билеты стали нпа
разворот
https://youtu.be/MU86awj4K70


поворот
https://youtu.be/Y7ST-VxjghI

подробно
https://youtu.be/bw-9lKV61ws

и еще
https://youtu.be/ZjbCOxp0qGY

со сплошной
https://youtu.be/sACJq7Bje64


судебная практика Питер
http://s019.radikal.ru/i612/1203/0a/999bc4a78c1a.jpg

можно бесконечно продолжжать
Цитировать
fgdddgfhj1
-2 # fgdddgfhj1 27.03.2016 11:00
в экзаменационных билетах под краем пересекаемой проезжей части понимается именно вариант с первой картинки(а не то что придумывает автор):

http://www.vozhdenie-nn.ru/pdd/training/3/2

http://www.vozhdenie-nn.ru/pdd/training/1/12

Так что думаю автор не прав, и только всех запутывает.

То что написано в пдд других стран(эстонии) как доказательство служить не может. в каждой стране свои правила
Цитировать
viktor
0 # viktor 24.03.2016 13:01
Пересечение проезжих частей на дороге с разделительной полосой -
Пересечение проезжих частей на дороге с разделенными проезжими частями (аллеей, бульваром и т.п.)
Откуда Вы это взяли? в ПДД такого нет! аллея,бульвар? Где это в ПДД? Но логика понятна!
Цитировать
d.imon
0 # d.imon 10.07.2014 20:13
поддерживаю точку зрения автора и не автора
Цитировать
Александр
0 # Александр 10.07.2014 13:15
Остаемся при своих.
Вам тоже удачи!
Цитировать
не автор
0 # не автор 10.07.2014 12:04
А вот еще на этом же сайте http://ruspdd.ru/commentpdd/199-1-2-perekrestok
Цитировать
не автор
0 # не автор 08.07.2014 16:13
http://ruspdd.ru/images/items/20120428/2.jpg

Что за участки под знаком вопроса? В статье аргументировано все описано, без всяких лент. Согласие не требуется. Можно погуглить практику по развороту по малому радиусу. Никакого смысла кого то убеждать нет. Все разжевано и пережевано. Не понятно так не понятно, я не педагог чтобы разъяснять. Холиваров в сети достаточно, никакого интереса в них участвовать. Удачи на дорогах
Цитировать
Александр
0 # Александр 08.07.2014 08:49
НЕ АВТОР,
1. Вы себе противоречите:
Проезжая часть неотъемлемый элемент дороги. Все элементы этой дороги пересекаются на перекрестке.
.....
Может ты и знаешь какой новый элемент на перекрестке на участке закруглений, но по определениям пдд там только проезжая часть.
2. Я ленты назвал именно ПРОЕЗЖИМИ ЧАСТЯМИ.
3. Ленту тоже можно вырезать какую угодно - расширяющуюся, сужающуюся, но при их пересечении границы будут прямые и продолжать проезжую часть через перекресток.

Прошу аргументировать утверждение, что на перекрестке проезжие части расширяются, я с этим не согласен.
С чем вы не согласны на рисунке? http://img513.imageshack.us/img513/4830/d09fd0b5d180d0b5d0bad18.jpg
Цитировать
не автор
0 # не автор 08.07.2014 00:17
Проезжая часть неотъемлемый элемент дороги. Все элементы этой дороги пересекаются на перекрестке.

Я ленты(полосы) правильно назвал, из определения дорога это полоса земли, проезжая часть один из элементов этой ленты(полосы).

А проезжая часть это не лента, она может сужаться и расширяться, перекресток как пример, где проезжая часть расширяется для возможности маневрирования

Может ты и знаешь какой новый элемент на перекрестке на участке закруглений, но по определениям пдд там только проезжая часть
Цитировать
Александр
0 # Александр 07.07.2014 08:23
Цитирую не автор:
Вырезал две ренты, назвал их дорогами, наложил друг на друга, посмотрел на форму, не увидел закруглений, о которых говорится в ПДД :( Что сделал не так?

1. Не правильно назвал те ленты. Назови их ПРОЕЗЖИМИ ЧАСТЯМИ. Я говорил о форме пересечения проезжих частей.
2. Не разобрался с термином"Перекр есток". Там как раз говориться о закруглениях.
Цитировать
не автор
0 # не автор 05.07.2014 01:20
Вырезал две ренты, назвал их дорогами, наложил друг на друга, посмотрел на форму, не увидел закруглений, о которых говорится в ПДД :( Что сделал не так?
Цитировать
Александр
0 # Александр 03.07.2014 10:33
Уважаемый автор! Мало того, что Вы обманываете самого себя, так еще и вводите в блуд других. Почему-то настойчиво не видите и не даете видеть в термите "Перекресток" его границы. Те самые закругления и являются границами перекрестка и соединяются воображаемыми линиями. А то, что вы написали "простыми словами" "Пересечение проезжих частей" - это зона пересечения, примыкания или разветвления проезжих частей на перекрестке, полнейший бред. Вырежьте из бумаги две ренты, назовите их проезжими частями и наложите их друг на друга. Вот и посмотрите на форму пересечения проезжих частей.
Цитировать
Юрий
0 # Юрий 04.05.2014 16:38
В термине "перекрёсток" слова "место пересечения... дорог," означают,что и на пересечении имеются все элементы,при этом границы тротуаров или обочин пролегают по проезжей части ДАННОЙ дороги.Естестве нно,что и водитель и пешеход при движении по ДАННОЙ дороге на перекрёстке следуют по кратчайшим траекториям-пря мым.С ответом,что красная линия и есть граница ППЧ полностью согласен.
Цитировать
Алексей
0 # Алексей 20.01.2014 18:36
Ты сам напутал, там же написано пересечение проезжих частей а не пересечение дорог.
Цитировать
Антон
0 # Антон 29.08.2013 15:35
Какая-то геометрия Лобачевского. Чего выдумывать: пересечение пр.частей это та зона, которая принадлежит одновременно обоим проезжим частям.
Не вижу разницы между последними двумя рисунками. Где та граница (ширина аллеи), где уже не 1 пересечение, а два?
Цитировать
Юрист
0 # Юрист 14.01.2013 23:56
Пересечение проезжих частей в пдд вообще не имеет никакого смысла, кроме поводов для разводов, вот и приходится выводить разные теории. Определения перекрестка вполне достаточно. Надо только устаканить вопрос с разделительной полосой. 100 метровый бульвар и 1 метровая разметка по определению являются разделительной полосой. Одна из глупостей ПДД.
Цитировать
Борис Пырсиков
0 # Борис Пырсиков 03.01.2013 16:31
В статье нет главного. Отсутствует концепция определения границ пересечения проезжих частей. Всё остальное - общеизвестные для практикующих юристов умозаключения, основанные для прямых перекрёстков. А попробуйте нарисовать пересечение проезжих частей кртвого перекрёстка. Ваши рассуждения приведут в тупик.
Цитировать
Юрист
0 # Юрист 22.12.2012 17:05
вот уже действительно
Цитировать