Автобус, троллейбус или маршрутка отъезжают от обозначенного места остановки, всегда ли водители обязаны им уступать дорогу?

Казалось бы, Правила однозначно регулируют эту дорожную ситуацию:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Однако, очень часто маршрутные транспортные средства вынуждены начинать движение со второй полосы из-за препятствия в правой полосе в виде припаркованного автомобиля. И судя по дискуссиям в сети единого мнения по идентификации данного маневра нет. Одна сторона утверждает, что начало движения со второй полосы содержит маневр перестроение, и уступать маршрутным транспортным средствам нет обязанности, другая, что начало движения отдельный маневр и маршрутное транспортное средство имеет преимущество при любой траектории.

Несмотря на то, что зачастую отъезжать от остановки приходится из-за нарушения ПДД припаркованным автомобилем, есть случаи, когда нарушения ПДД отсутствует.

Автобус вынужден начинать движение от остановки с левой полосы
Автобус вынужден начинать движение от остановки с левой полосы

Автомобиль припаркован через 15 метров после знака 5.16, практически сразу после места остановки, автобус вынужден начинать движение выезжая(перестраиваясь) в левую полосу. Мы видим, что Правила дорожного движения такую ситуацию допускают. Далее без выводов, соберем аргументы сторон.

Автобус не имеет преимущества, так как совершает перестроение

Текста Правил регулирующий эту ситуацию совсем не много, люди придерживающиеся этой версии, назовем их "сторона А", не прибегают к толкованию, а рассуждают строго по тексту.

"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

  • Автобус выезжает из занимаемой полосы? -да.
  • Автобус меняет направление движения? -нет.

Как это выглядит со стороны водителя в левой полосе?

Автобус включает поворотник и начинает движение в своей полосе, водитель движется по свободной левой полосе, требование уступить дорогу автобусу не возникает, так как их траектории не пересекаются.

Автобус начинает движение
Автобус начинает движение

Если давать автобусу преимущество, то преимущество не может быть в одной ситуации и отсутствовать в другой. Представим, автобус начинает движение от остановки сразу в крайнюю полосу пересекая среднюю или начинает разворот от места остановки, или препятствие отсутствует? Если автобус при начале движения начнет совершать разворот не возникает же вопроса, разворачивается он или нет? Почему возникает вопрос перестраивается он или нет?

Автобус начинает движение  с левой полосы
Автобус начинает движение с левой полосы

Автобус имеет преимущество только при объезде препятствия - такого в Правилах не написано. Преимущество, если рассматривать обе стороны, при начале движения либо есть всегда, либо оно исключительно при начале движения без сопряженных маневров.

Автобус имеет преимущество, так как начинает движение от остановки

Сторона Б имеет более логичный подход с точки зрения дорожной ситуации.

Еще раз определение перестроения:

"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Акцент на направление движения. При совершении остановки движение прекращается. Для сохранения первоначального направления необходимо начать движение. То есть совершить перестроение возможно только в движении.

При принятии стороны А данный абзац практически теряет смысл, если автобус начинает движение в той же полосе, так как автомобиль приближается сзади и создать помеху автобусу не может физически. Действие абзаца сокращается только на остановочные карманы в уширениях проезжей части в населенных пунктах, однако в тексте Правил указаны все обозначенные остановки без исключений.

Автобус начинает движение в правой полосе
Автобус начинает движение в правой полосе

Относительно заголовка главы "Приоритет маршрутных транспортных средств" при отсутствии преимущества при начале движения со второй полосы маршрутные транспортные средства практически не имеют дополнительного приоритета в сравнении с обычным транспортом.

Маршрутные транспортные средства движутся по утвержденному маршруту и исключена организация маршрута с разворотом сразу после остановки.

В официальных экзаменационных билетах ГИБДД - верным считается ответ, где автобус имеет преимущество.

Вопрос из экзаменационного билета
Вопрос из экзаменационного билета

В официальном ответе из Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ разъяснено, что маршрутные транспортные средства имеют преимущество при начале движения вне зависимости от траектории движения.

Не забывайте про вежливость и взаимоуважение на дороге. Тем более что пропустить в поток один автобус с десятком пассажиров намного проще, чем водителю автобуса вклиниться в непрерывный поток.

Было интересно? Будем благодарны за репост в социальных сетях.

С этим автосимулятором ты сдашь экзамен и закрепишь навыки вождения
Попробуйте реалистичный автосимулятор
Правила дорожного движения О сайте RusPDD

Что это за сайт? Почему информацию о Правилах дорожного движения нужно получать здесь, а не на других ресурах?

Правила дорожного движения Правила дорожного движения

Учишься в автошколе или давно уже отучился? Повторяйте актуальный текст Правил дорожного движения и другие документы, обязательные для изучения водителями

Раздел с комментариями к ПДД Раздел с комментариями к ПДД

Правила кажутся набором непонятного текста? Смотрите подробные комментарии к определенным пунктам с иллюстрированными разъяснениями

Раздел со статьями к правилам дорожного движения Статьи о ПДД

Непонятная ситуация на дороге? Не знаете как действовать? Разбираем различные спорные ситуации, подробно рассматриваем неоднозначные и дискуссионные моменты в Правилах дорожного движения

Раздел со статьями об изменениях в ПДД Изменения в ПДД

Уверены, что редакция вашего издания ПДД актуальна на сегодняшний день? Изменения в Правила дорожного движения вносятся примерно каждые 3 - 4 месяца. Не пропустите важные изменения.

Все о Штрафах ГИБДД Штрафы ГИБДД

Действительный штраф или нарушение столько не стоит? Рано или поздно всем приходится оплачивать штрафы в ГИБДД. Бывает дать взятку стоит больше, чем заплатить официальный штраф. Рассматриваем, как правильно квалифицировать нарушения и изменения в штрафах ГИБДД?

Предложения по изменению ПДД Инициативы

Идеален ли текст ПДД? Находим изъяны в Правилах дорожного движения, рассматриваем предложения по изменению положений.

Последние новости ПДД Лента новостей

Надоели перепечатки слухов в СМИ? Только новости, имеющие под собой основания. Внесение законопроектов, публикации на портале обсуждений.

Практические советы для водителей Советы водителям

Как обгонять? Как перестраиваться в пробках? Как проезжать перекрестки? Эти и другие вопросы в разделе с практическими советами для водителей.

Симуляторы вождения онлайн Вождение онлайн

Онлайн симуляторы для отработки некоторых навыков вождения + возможность скачать реалистичный 3D симулятор вождения.

Экзамен ПДД Экзамен ПДД

Как легко подготовиться к экзаменам в ГИБДД? Материалы для подготовки, официальные билеты, новости и изменения в правилах сдачи экзаменов в ГИБДД.

Раздел с бланками для водителей Бланки для автолюбителей

Скачать и заполнить бланки, которые необходимы автолюбителям. Посмотреть заполненные образцы.

Сервисы онлайн Сервисы онлайн

Как быстро оплатить штраф ГИБДД онлайн, рассчитать транспортный налог и стоимость ОСАГО? Вы можете получить бесплатную консультацию юриста или автомеханика.

Информация для водителей Полезная информация

Как быстро уехать после остановки ДПС? Как завести двигатель в мороз? Какую выбрать сигнализацию? Ответы на эти и другие вопросы найдете в этом разделе