Особенности совершения поворота из двух полос

На перекрестке организовано движение таким образом, что поворот разрешен из двух полос знаками 5.15.1 или 5.15.2. Для примера рассмотрим поворот налево из двух полос.

Поворот налево из двух полос
Поворот налево из двух полос

Похожая ситуация встречалась в статье «Проезд перекрестков. Выбор траектории«. Тут ситуация немного изменена и является поводом для дискуссий при определении приоритета движения.

Сторона 1. Белый автомобиль имеет преимущество, так как осуществляет поворот из крайнего положения в соответствии с п.8.5 Правил и после поворота имеет право занять любую полосу. Синий автомобиль поворачивает в виде исключения с дополнительным разрешением и преимущества не имеет.

Сторона 2. Белый автомобиль должен уступить дорогу, так как совершает перестроение, а п.8.5 в данной ситуации не действует, так как выполнить его невозможно. И движение налево осуществляется по двум полосам движения в два ряда.

Сторона 3. Белый автомобиль должен уступить дорогу, так как синий приближается справа.

[do_widget id=custom_html-2]

Правила дорожного движения являются нормативно-правовым актом и состоят из нормативно-правовых норм, в данном случае   правовыми нормами являются требования Правил. Все требования взаимосвязаны и рассматривать их необходимо в комплексе, а не по отдельности. В Правилах, как и в других нормативно-правовых актах существует иерархия требований — общие нормы и специальные.

Самый простой пример, общее требование Правил п.1.5.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда…

На этом текст Правил можно было бы и закончить… в каком-нибудь мифическом городе, где в движении 3-4 машины на двух дорогах

Пункт 1.5 является общей нормой практически для всех требований правил, остальные требования являются специальными нормами по отношению к нему. Аналогично взаимодействуют все требования.

То есть, смотрим ситуацию и ищем правило подходящее для действия в этой ситуации, если не находим, смотрим «выше» более общее правило.

Красный сигнал светофора запрещает движение — общая норма. Движение в направлении стрелки в дополнительной секции при красном сигнале — специальна норма. То есть специальная норма позволяет осуществлять движение на красный сигнал светофора при условии, что на нем есть дополнительная секция и в ней горит стрелка.

«18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе» — общая норма

«Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.» — специальная норма.

В общем случае движение по полосе МТС запрещено, но есть условия при которых этот запрет снимается. И так далее.

Давайте посмотрим иерархию в п.8.5 Правил.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Общие и специальные нормы п.8.5 ПДД
Общие и специальные нормы п.8.5 ПДД

Как видите знаки позволяют отступать от общего требования занять крайнее положение на проезжей части.

«Можно, не занимать, но при этом отсутствует преимущество» — толкование не верное, так как про преимущество в Правилах никаких специальных пояснений нет. Отступать от требования занять крайнее положение либо можно, либо нельзя. Специальная норма либо есть, либо нет.

Всегда при наличии специальной нормы мы руководствуемся ее требованиями, а не общими. Общие нормы применяются при отсутствии специальных.

Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 являются знаки особых предписаний и вводят определенный режим движения. Даже название раздела говорит, что режим движения особый.

И так, что имеем в случае поворота.

Совершаем маневр, выполняем требования 8 Главы правил, но видим знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие поворот налево из двух полос

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.

В особом режиме движения налево уходит две полосы, движение прямо из левой полосы исключено. Траектории движения не пересекаются, кроме случая перестроения. Мы руководствуемся дорожными знаками, которые в данном случае являются специальной нормой по отношению к требованиям п.8.5.

По большому счету — это недоработка пункта 8.5 ПДД, одни исключения описаны, а другие приходится выводить. Чтобы все встало на свои места законодателю нужно просто изменить два слова:

«8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части полосе движения, предназначенной для движения в данном направлении».

Программа для подготовки водителей к экзаменам в ГИБДД Определение зоны действия знака «Парковка»