Главная>Статьи>Водителей обязали уступать дорогу велосипедистам. Миф или реальность?

Водителей обязали уступать дорогу велосипедистам. Миф или реальность?

Подобными заголовками уже не первый день блистают различные издания, в том числе и официальное издание РФ "Российская Газета". На нашем сайте мы публикуем информацию не ради публикации и рейтингов, а для того, чтобы эта информация была подана в том виде, в котором она опубликована в законах и других нормативно правовых актах.

Началось все с изменений ПДД для велосипедистов и изложения в новой редакции п.13.1 правил.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Исключен пункт 24.4 Правил дорожного движения.

24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средством, движущимся по этой дороге.

Все просто, добавлено "водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам" исключено "водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средством" - заголовок для сенсационной статьи готов, и даже наш сайт не стал исключением для его использования.

Теперь разберем эти изменения, что изменилось и для чего они нужны.

Изменение п.13.1 ПДД

Новая редакция п.13.1 не несет в себе никаких изменений. Это лишь поправки, в связи с введением новых терминов.

Ранее при повороте была единственная возможность пересечения траекторий автомобиля и велосипеда - при движении велосипедиста по велосипедной дорожке. Велосипед мог двигаться либо по проезжей части, либо по велосипедной дорожке. В случае движения по проезжей части траектории автомобиля и велосипеда не могли пересечься, так как перед поворотом в соответствии с требованиями п.8.5 ПДД все водители занимают крайнее положение.

Перед поворотом

При движении по велосипедной дорожке велосипед всегда имел преимущество перед поворачивающими автомобилями.

Преимущество велосипедиста

В новой редакции Правил дорожного движения введены новые термины, и значительно расширился список возможных пересечений траекторий автомобиля и велосипеда при совершении поворота. Поэтому фраза "велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке" изменена на просто "велосипедистам". Никаких изменений в приоритете.

Исключение п.24.4 ПДД

Да, действительно не стало обязанности уступать дорогу при пересечении велосипедной дорожки с дорогой. В этом случае ключевую роль играет новое определение ПДД "Велосипедная дорожка".

"Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Однозначно определено, велосипедная дорожка это либо элемент существующей дороги.

Велосипедная дорожка элемент дороги
Либо отдельная дорога.
Велосипедная дорожка отдельная дорога
Как элемент дороги пересекать эту же дорогу велосипедная дорожка не может, а если велосипедная дорожка выполнена в виде отдельной дороги, то такое пересечение уже будет пересечением дорог, то есть перекрестком.

 

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Соответственно приоритет будет определяться по правилам проезда перекрестков.

Водители всегда были обязаны уступать дорогу велосипедистам при повороте.

Пересечение с велосипедной дорожкой выполненной в виде отдельной дороги в новой редакции Правил дорожного движения является обычным перекрестком.

Будьте внимательны на дорогах, доверяйте только первоисточникам. Если первоисточник сложен для восприятия заходите на наш сайт, мы его разложим по полочками и поможем в нем разобраться.

С 15 апреля апреля 2015 года в Правила дорожного движения изменено понятие "полоса для велосипедистов".

Остались вопросы? Спросите у автоюриста

Оставить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии  

drova
0 # drova 15.11.2014 13:44
Что касается пересечения ПЧ и велосипедной отдельной дорожки, то возможно пункт обязывающий велосипедистов уступить дорогу, убрали исходя из того, что такие перекрестки должны оборудоваться светофорами? Благо есть такие светофоры для велосипедистов, т.е. велосипедист проезжает по дорожке на свой зеленый на светофоре с изображением велосипеда, а автомобилистам в этот момент горит красный на их светофоре.
Цитировать
drova
0 # drova 15.11.2014 13:33
Если будет ДТП между водителем машины (мотоцикла), который едет вдоль ПЧ как положено и велосипедистом, который пересекает ПЧ поперек, по ПП., то 24.6. не оправдывает водителя машины, т.к. этот пункт не содержит слово ПП, т.е. велосипедист верхом пересекающий ПЧ по ПП не нарушает этот пункт.

Как известно, велосипедист верхом это водитель ТС, а идущий пешком рядом с велосипедом это пешеход. Пешеходный переход, как и светофор с изображением человека, предназначен для пешеходов. А следовательно велосипедист верхом не имеет на нем преимущества по отношению к водителю машины едущей вдоль ПЧ. Но т.к. запрет на езду по ПП, поперек ПЧ не написан черным по белому, то и нарушения формального нет.

А значит, подставляя заместо велосипеда машину, получаем:

Велосипедист будет виноват исходя из понятия уступить дорогу при выезде с прилегающей, т.е. велосипедист пересекающий ПЧ поперек, по ПП с тротуара/обочин ы не уступил дорогу тем кто на главной. Следующим пунктом, по которому будет виноват велосипедист будет "расположение ТС на ПЧ", он тупо едет поперек полос. И если на перекрестке нарушение этого пункта спорно, то вне перекрестка это точно нарушение.

Это что касается ДТП на прямом участке, без перекрестков, т.е. там где не действует 13.1.
Цитировать
Related
0 # Related 19.09.2014 00:42
"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

в чем сложность найти закругления?
Цитировать
Максим
0 # Максим 18.09.2014 22:08
Related, попробуйте построить (мысленно) те самые "воображаемые линии, соединяющие соответственно противоположные , наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей", о которых говорится в определении. Получилось?
Цитировать
Related
0 # Related 15.09.2014 16:16
Максим, "Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1."

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне..."
Цитировать
Максим
0 # Максим 15.09.2014 10:46
По поводу исключения п. 24.4 ПДД написана чушь. Пересечение дороги с велодорожкой не является перекрёстком. Автор статьи сам же привёл определение перекрёстка, в котором подразумевается , что пересекаемые дороги имеют проезжие части. А отдельная велодорожка такого элемента, как проезжая, часть не имеет. Не надо вводить людей в заблуждение.
Цитировать
Елена
0 # Елена 08.09.2014 21:56
думаю, в этом предложении "...при движении по велосипедиста по велосипедной дорожке" один предлог "по" лишний
Цитировать
ETA
0 # ETA 04.08.2014 19:14
И все же. Велосипедисты в России отчаянные. Если им сказать что они везде правы (как, собственно, у нас и происходит) они едут напролом в никуда, не оценивая обстановку!
Ситуация: велосипедист едет ПО ОБОЧИНЕ, прилегающей к главной дороге и вылетает на проезжую часть в зад, сворачивающему с той же главной дороги, автомобилю. Естественно, автомобилист сворачивал по всем правилам: включил поворотник, пропустил встречное авто, оценил ситуацию (велосипедист едет на достаточном расстоянии чтобы сбавить скорость либо остановиться) и повернул- велосипедист не сбавляя скорость въезжает в повернувший автомобиль. ПОВТОРЮСЬ -С ВЫЕЗДОМ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ С ОБОЧИНЫ ВЪЕЗЖАЕТ В ЗАД!!!! А автомобилист всегда не прав!
Цитировать
Киров
0 # Киров 15.07.2014 13:26
C Прилегающими все просто, 8.3 аналог 13.1
Цитировать
Киров
0 # Киров 15.07.2014 13:23
1. Я писал про пересечение велосипедистом по пешеходному переходу.

2. Желающий повернуть водитель нарушает 8.5 если не прижался или велосипедист нарушает 9.10, если пытается протиснуться. При выполнении этих пунктов обоими траектории не пересекаются.

3. Именно относится, т.к. полного запрета нет и у велосипедиста есть право ездить по пешеходным дорожкам, на с условиями. Также автомобили имеют право ездить по трамвайным путям, не предназначенным для них, но с условиями
Цитировать
Иван
0 # Иван 15.07.2014 01:47
Но остается вопрос с пересечением тротуара и выездов с прилегающих/жил ых зон (когда машина заезжает на нее), это не перекрестки и распространяетс я ли на них 13.1 непонятно, т.к. ПП там нет. Такие ДТП кстати, вторые по распространенно сти между велосипедистами и машинами, после ДТП на ПП. Когда машина выезжает - работает частично пункт 17.3.

3. Я не говорил, что велосипедист верхом на велосипеде на ПП имеет преимущество. Я лишь сказал, что ваш пункт к этому не относится, сам запрет истекает из понятий кто такой велосипедист, пешеход и для кого предназначен ПП. Надеюсь законодатели добавят в отдельный пункт этот запрет, как в ПДД Белоруссии например.
Цитировать
Иван
0 # Иван 15.07.2014 01:45
1. Вы меня не поняли, вы пишите в топике, что велодорожка, рядом с тротуаром (совмещена), не может пересекать ПЧ и автомобилист на ПЧ не должен пропускать велосипедиста на ней при повороте направо или налево. Но нет, 13.1 это обязывает делать.

2. Еще как пересекаются, вы вообще на велосипеде ездили? Едущий у края ПЧ, прямо через перекресток, велосипедист пересекается с желающим повернуть направо автомобилистом. 13.1 и обязывает пропустить, неспроста убрали из него велодорожка, теперь велосипедист может ездить и по обочине, по краю ПЧ или по тротуару (велодорожка может быть совмещенной со всеми тремя - неодновременно) . Но по логике ехать прямо через перекресток с обочины или тротуара нельзя (потому что велосипедист окажется поперек полосы, где уже стоят машины у стоп-линии), поэтому этот пункт относится скорее всего к краю ПЧ, велодорожке (совмещенной хоть с ПЧ, хоть с тротуаром/обочи ной, во втором случае обязательно должен быть отдельный светофор для велосипедистов).

Т.е. велосипедист едет прямо на перекрестке на зеленый для всех (автомобильный светофор - общий), по краю ПЧ или по велодорожке (находящийся у того же края ПЧ (как общий светофор, так и отдельный для велосипедистов) или совмещенной с тротуаром/обочи не (отдельный светофор для велосипедистов) ). И поворачивающая налево (встречная машина), или направо (попутная), должна пропустить такого велосипедиста. Почему в 13.1 скорее всего не относятся пересечения ПЧ с обочиной или тротуаром (хотя это и не написано), потому что как правило при прямом движении по ним, через ПЧ, велосипедист окажется или поперек полосы в боку стоящих у стоп-линии машин, или на ПП, по которому ему верхом нельзя, тогда идущего пешком велосипедиста, по 13.1. будет обязан пропустить поворачивающий автомобилист.
Цитировать
Киров
0 # Киров 14.07.2014 17:09
1. Велодорожка совмещенная с тротуаром - это часть пешеходной зоны часть велосипедной, а не вперемешку, на пересечении с проезжей частью соответсвующая разметка.

2. Траектории поворачивающего направо ТС и велосипедиста который едет прямо по проезжей части не пересекаются. 8.5 пдд

3. Где должен ехать велосипедист указано в правилах, когда он едет где не должен ехать, по пешеходному переходу в частности, никакого преимущества у него нет, соответственно уступать дорогу ему никто не обяан
Цитировать
Иван
0 # Иван 13.07.2014 02:17
Цитирую Киров:
Т.е. велосипедист пересекающий дорогу по переходу в качестве водителя нарушает требования этого пункта.


Тоже ваша выдумка, т.к. что? Пешеходный переход не равно тротуар. А пешеходный переход как и пешеходный светофор распространяетс я только на пешеходов, а пока велосипедист едет верхом, он не является пешеходом. Т.е. запрет движения по ПП для велосипедистов исходит из понятий, кто такой велосипедист, что такое ПП/светофор с изображением пешехода и для кого они предназначены.

Проще говоря, воспользоваться пешеходным переходом для езды/перехода поперек дороги (даже если там горит зеленый для пешеходов), он может только когда слезет с велосипеда и пойдет пешком.
Цитировать
Иван
0 # Иван 13.07.2014 02:08
Написанное в статье лишь ваши догадки.

Пример с велодорожкой совмещенной с тротуаром: она разве нигде не пересекается с ПЧ? Ответ: пересекается и поворачивающий водитель обязан пропустить велосипедиста едущего по ней прямо.

Сюда же относятся и велосипедисты едущие попутно с вами по краю ПЧ, когда вы поворачиваете на перекрестке или , а они едут прямо, вы должны их пропустить. 13.1 и к этому относится.

А то что, раньше по ПДД не могла произойти ситуация, когда автомобиль занял крайнее положение, бред, т.к. велосипедист может там ехать и может ехать прямо, этот случай регулирует пункт 8.9., а теперь и 13.1

Т.к. что? Т.к. велосипедист пересекает ПЧ на которую поворачивает водитель машины, при этом не указано где он едет.
Цитировать
Киров
0 # Киров 02.07.2014 15:00
Цитирую Антон:
Доброго времени суток!
После ознакомления с вышеизложенной статьей возник вопрос, подкрепленный реальной ситуацией. Как будут трактоваться пдд в случае, пересечения велосипедистом регулируемого перекрестка по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, подвергшемуся наезду водителем, осуществляющим правый поворот?
Зарание Благодарен!

Смотрите обязанности водителя и велосипедиста
Цитата:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
это общее правило, термин уступить дорогу

Цитата:
"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
осталось выяснить есть ли преимущество у велосипедиста на пешеходном переходе.

Цитата:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Т.е. велосипедист пересекающий дорогу по переходу в качестве водителя нарушает требования этого пункта. Движение на велосипеде запрещено при создании помех. В чистой теории вина обоюдная. Но на практике возможно доказать вину велосипедиста, так как водитель автомобиля в соответствии с п 1.3 знает, что велосипеда на пешеходном переходе быть не может и не обязан рассчитывать свои действия с учетом возможных действий нарушителей.
В этом случае зависит от обстоятельств, в частности от скорости велосипедиста
Цитировать
Антон
0 # Антон 01.07.2014 17:46
Доброго времени суток!
После ознакомления с вышеизложенной статьей возник вопрос, подкрепленный реальной ситуацией. Как будут трактоваться пдд в случае, пересечения велосипедистом регулируемого перекрестка по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, подвергшемуся наезду водителем, осуществляющим правый поворот?
Зарание Благодарен!
Цитировать